Среда 28.06.2017
Информационное агентство РосАлкоголь


Государственный Совет Российской Федерации
О ходе борьбы с наркоманией и алкоголизмом и мерах по её усилению



Пивовары объединяют капиталы. Чтобы контролировать рынок и не допустить кризиса перепроизводства

27 декабря 2001

ФИНАНСОВАЯ РОССИЯ




Акционеры ОАО "Балтика-Дон" и ОАО "Тульское пиво" на внеочередных собраниях, которые состоялись 11 декабря, одобрили присоединение компаний к ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"". 15 декабря должно было состояться внеочередное заочное собрание акционеров всех трех предприятий по вопросу перехода "Балтики" на единую акцию. Это событие стало наглядной иллюстрацией происходящей на рынке пива концентрации капитала.


"Балтика" растет как на дрожжах.
Конвертация акций будет происходить по следующей схеме: 60 акций "Балтики" за одну акцию ростовского предприятия "Балтика-Дон" и пять акций "Балтики" за одну акцию тульского завода. По словам президента пивоваренного холдинга Таймураза Боллоева, юридическое завершение перехода на единую акцию состоится в первом квартале 2002 года. Это должно позволить трем предприятиям, входящим в холдинг, снизить издержки на дистрибьюторскую сеть, менеджмент и маркетинг. ("Балтика" имеет в уставном капитале "Балтики-Дон" 83 процента, "Тульского пива" - 50 процентов.)


Кроме того, в следующем году "Балтика" планирует завершить первый этап реконструкции белорусской пивоваренной компании "Криница", оцененный в 24 млн долларов, а также вложить около 80 млн долларов в комплектацию импортным оборудованием вновь строящихся заводов в Самаре и Хабаровске и в развитие других дочерних производственных площадок.


Море пива.


Действия пивоваров полностью вписываются в схему концентрации капитала с целью получения возможности регулирования цен и объемов производства на рынке в целом. Это необходимо, в частности, для недопущения кризиса перепроизводства. Российские пивовары пока не дошли до состояния американских фермеров, которые выливали излишки молока в годы Великой депрессии. Однако, похоже, они весьма близки к такой ситуации.


По словам г-на Боллоева, в этом году "Балтика" произведет 140 млн декалитров (дал) пива, что на 16 процентов больше, чем в прошлом. В целом по России объем производства пива в 2001 году увеличится по сравнению с показателями прошлого года не менее чем на 17 процентов и составит более 650 млн дал.
Впрочем, в прошлом году рост в отрасли составил 26 процентов. В относительных показателях темпы роста замедляются. Очевидно, что рынок постепенно перенасыщается, а это грозит пивоварам перепроизводством, снижением продаж и прибылей.


Дополнительная угроза рынку идет и с другой стороны. Тормозом для отрасли послужит 12-процентное увеличение с 1 января 2002 года акцизного налога на пиво. Поэтому для крупнейших компаний важно централизовать управление своими активами.


Крупным игрокам на рынке тесно.
Видимо, опасения пивоваров, связанные с ухудшением сбыта, послужили и поводом для недавнего скандала с исключением пивоваренного холдинга Sun Interbrew (основные торговые марки - "Клинское", Stella Artois, "Толстяк", "Сибирская корона") из состава Союза пивоваров (см. спецвыпуск "Потребительские рынки" в "ФР." № 43, 2001). Официально Sun Interbrew исключили за агрессивную рекламу пива "Клинское", которая якобы способствует спаиванию молодежи.


Однако ни для кого из участников рынка не является секретом, что данная акция была инспирирована "Балтикой" против своего основного конкурента. Число пивоваренных заводов, которыми владеет Baltic Beverages Holding AB (основной акционер "Балтики") в бывших советских республиках, достигло двенадцати, из них семь заводов находятся в России. В свою очередь Sun Interbrew объединяет восемь российских заводов.


Как признают на "Балтике", пивовары просто испугались, что слишком активная реклама "Клинского" привлечет излишне строгое внимание органов власти к отрасли в целом. Власти же в свою очередь попытаются "обуздать" бурно развивающихся пивоваров. На фоне замедления темпов развития, угрозы перепроизводства и предстоящего повышения акцизов для участников рынка это было бы слишком тяжелым испытанием. В принципе отраслевые лидеры отыскали грамотный способ самозащиты, найдя козла отпущения.
Все эти события свидетельствуют о

том, что в будущем будет происходить еще большее обострение конкурентной борьбы на рынке. Что может радовать в этой ситуации, так это то, что борьба ведется более или менее цивилизованными способами.


Кстати


Присоединение "дочек" к "Балтике" - не единственное свидетельство концентрации капиталов в пивоварении. Только в конце ноября этого года шведская компания Вaltic Вeverages Нolding AB (ВВН), которой принадлежит контрольный пакет акций "Балтики", стала акционером петербургской пивоваренной компании "Вена" (основные торговые марки - "Невское" и "Туборг").


ВВН приобрела 49,9-процентный пакет "Вены" у датской компании Carlsberg Breweries A/S, до того владевшей 99,9 процента акций предприятия. Стоит сказать, что Carlsberg в свою очередь с начала этого года владеет половиной акций ВВН. Так вот, перекрестный обмен акциями будет продолжаться - ВВН получила право выкупить с октября 2003 года оставшийся пакет "Вены" (45 процентов) у Carlsberg.


В результате ВВН выйдет на новый для себя в России сегмент пива "премиум" (по данным маркетингового агентства "Бизнес Аналитика", пиво "Невское" занимает 13,2 процента доли рынка в этом сегменте в Москве и 27,3 процента в Санкт-Петербурге).


Потребности пивоваров в оборудовании в ближайшие 5 лет составят приблизительно 2 млрд. долларов.


Такую оценку высказал президент ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"" Таймураз Боллоев на встрече с заместителем министра промышленности, науки и технологий РФ Сергеем Митиным.


По словам Т. Боллоева, российские компании вынуждены приобретать импортное оборудование, потому что отечественное либо отсутствует на рынке, либо его уровень отстает от европейского. В частности, "Балтика" за последние 5 лет вынуждена была затратить на импортное оборудование более 260 млн долларов. В целом по отрасли, по оценкам специалистов компании, эти расходы составили около 850 млн долларов. В 2002 году "Балтика" планирует вложить около 80 млн долларов в комплектацию импортным оборудованием строящихся заводов в Самаре и Хабаровске, а также в развитие других дочерних предприятий. Александр ВАСИЛЬЕВ

© ИА "РосАлкоголь" 2001 год.
При использовании материалов, содержащихся на страницах электронного издания РосАлкоголь, ссылка на RosAlcohol.ru обязательна.
создание сайта www.amazing.ru Реклама